Технологии упрощают жизнь не только честным людям, но и преступникам. Ежемесячно со счетов граждан РФ мошенники похищают от 3,5 до 5 млрд рублей.
Одна «удачная» операция в среднем приносит им 8 000 руб. Каждый воровской «колл-центр» делает в сутки 3-7 тыс. звонков, но обмануть удаётся не более 1% абонентов. Тем не менее цифры складываются астрономические.
Какие виды телефонного мошенничества наиболее распространены:
Мошенничество с банковскими картами и счетами
Звонки от «служб безопасности» банков
Звонки от «сотрудников» правоохранительных органов и государственных служб
Звонки с подмененных номеров
Махинации со счетами мобильных телефонов
Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи
Сообщения о выигрыше в лотерею
Махинации с короткими номерами
Телефонные вирусы
Какую информацию нельзя сообщать собеседнику по телефону?
Мошенники стремятся получить секретные данные карты — трёхзначный код CVC/CVV с обратной стороны, коды подтверждения из SMS, логины и пароли от интернет-банков. Настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию — для обеспечения безопасности они используют отдельные технические средства. Для отправки платежа нужен только номер карты — другие данные для этого не нужны.
Насколько реально получить компенсацию жертве мошенника?
Привлечь телефонного мошенника к ответственности достаточно сложно. Опытные злоумышленники тщательно заметают следы — подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, используют ПО для сокрытия местоположения. Много мошенников работает из мест лишения свободы или других стран. Добраться до них и привлечь к ответственности в таком случае становится еще сложнее. Тем не менее, не стоит опускать руки и считать, что добиться справедливости нельзя. Каждое поданное заявление правоохранительные органы будут учитывать при последующих случаях мошенничества. Чем больше пострадавших обращаться в полицию, тем выше вероятность того, что злоумышленник будет найден и наказан.
Как обезопасить пожилых людей от телефонных мошенников?
Очень часто от мошеннических звонков страдают пожилые люди. Злоумышленники пользуются их доверчивостью и незнанием нюансов работы банков или других организаций. Чтобы обезопасить близких от подозрительных звонков, напоминайте им об основных правилах безопасности:
Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк;
Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок;
Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен;
Звоните в банки и государственные структуры только по их официальным номерам;
Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие;
Если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке или других проблемах с картой — сбросьте звонок и перезвоните в банк сами;
Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках;
Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите перевыпуск.